Аналитическая справка об итогах государственного экзамена на этапе государственной (итоговой) аттестации в 2008 году по МОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ».
    С 2005 года Шеморданский лицей участвует в эксперименте по проведению государственной (итоговой) аттестации в форме и по материалам единого государственного экзамена (ЕГЭ) и единого республиканского экзамена (ЕРЭ). За это время накопился и активно используется опыт практического применения результатов ЕГЭ и ЕРЭ, как одного из средств управления качеством образования.
    В этих условиях ЕГЭ может стать одной из действенных форм модернизации образования, так как он обеспечивает комплексную, независимую и объективную оценку качества знаний. При такой системе оценивания с одной стороны возрастает ответственность учителя за качество преподавания дисциплин, использование новейших технологий, в том числе и информационных, с другой – повышается мотивация ученика, заинтересованного в эффективном усвоении знаний.
    В 2008 году выпускники нашего лицея сдавали ЕГЭ по следующим предметам: русский язык, математика, физика, химия, история России, обществознание. Два из них являлись обязательными: русский язык и математика.
   Всего выпускников – 39, из них 1 ученик сдавал выпускные экзамены в щадящем режиме (выпускник обучался на дому, инвалид) по состоянию здоровья.
   Масштаб участия в ЕГЭ можно оценить по следующим цифрам:
в лицее проведено 85 человеко-экзаменов:
- русский язык - 38 участников;
- математика – 38 участников;
- обществознание - 2 участника;
- физика - 4 участника;
- химия - 1 участник;
- биология - 1 участник;
- история России - 1 участник.
 
 По русскому языку средняя оценка – 4, средний балл – 56.
 
Средний балл составляет – 45, средняя оценка – 4.
Хорошие результаты по математике показала ведущий учитель Гайфутдинова Фрида Вагизовна.. сильный грамотный специалист, имеющий определенный опыт качественной подготовки учащихся к ЕГЭ. Ребята с удовольствием занимались математикой, все были способны усвоить программный минимум. По результатам ЕГЭ по математике выпускники её класса оказались лучшими в районе: средний балл составил – 64; итоговая оценка – 4,4; качество составило – 96%.
 
45% выпускников получивших наиболее высокие баллы, обучались в классе с углубленным изучением математики.
  1. По физике средний балл – 64, средняя оценка – 4,5.
  2. По обществознанию средний балл – 62, средняя оценка – 4.
  3. Историю России сдавал 1 выпускник, оценка – 5; биологию – 1, на – 3; химию – 1, на – 2.
Наивысшие баллы набрали:
  • По математике - Залаева Лилия -83, Хафизова Раиля -81, преподаватель - Гайфутдинова Ф.В.
  • По физике - Мингазов Ринат -71, Шамилов Ирек – 70, Хафизова Раиля – 69, преподаватель – Хазиева М.В.
  • По обществознанию – Нигматуллина Вероника – 64, преподаватель – Нигматуллина Н.Р.
  • По русскому языку – Залаева Лилия -88, Хафизова Раиля – 88, Игнатьева Татьяна – 83, преподаватель – Галиахметова Л.Н.
Отрицательная динамика по предметам «русский язык» и «математика» объясняется следующим: данные предметы являются обязательными для выпускников, в том числе не мотивированных на их изучение.
Кроме того, в 2008 году существенно изменилась шкала перевода баллов в оценке по пятибалльной системе: если в 2007 году по русскому языку оценка «3» начиналась с 30 баллов, то в 2008 году для получения «3» необходимо было набрать 40 баллов.
Сравнение итоговых оценок, выставленных учителями, и оценок, полученных по результатам ЕГЭ, показывает, что учителя не достаточно требовательны, используют заниженные критерии в оценивании работ обучающихся.
 Анализ результатов ЕГЭ позволяет сделать вывод о том, что очевиден целый ряд проблем в освоении учащимися школьного курса русского языка и математики, в подготовке к итоговой аттестации по русскому языку и математики в форме ЕГЭ. Несмотря на то, что в целом экзаменуемые справились с заданиями контрольных измерительных материалов, можно дать следующие рекомендации:
Для учащихся: по русскому языку:
- при подготовке к экзамену обратить особое внимание на те разделы программы по русскому языку, которые оказались усвоенными хуже других;
- обратить внимание на следующие требования к сочинению: необходимость формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и необходимость её прокомментировать, формулировать позицию автора исходного текста, сопряженную со сформулированной и прокомментированной проблемой;
- уяснить понятия: «проблема», «комментарий», «позиция», «аргумент»;
- аргументируя собственную позицию, опираться на достоверные факты, избегать привлечения слухов, досужих разговоров, демагогических высказываний;
- помнить о необходимости строго соблюдать орфографические, пунктуационные, языковые, речевые нормы;
- проявлять уважение к автору исходного текста, не забывая в сочинении называть его фамилию, не искажая её и не путая с фамилиями других авторов.
Для учителей: провести занятия по разделам программы по русскому языку, вызвавшим наибольшее количество ошибок:
- правописание приставок;
- основа предложения;
- односоставные предложения;
- местоимение (особенно разряды местоимений);
- словосочетание;
- правописание омонимичных частей речи (союз и местоимение с предлогом, производный предлог и существительное с предлогом, наречие);
- сложноподчиненное предложение, знаки препинания в сложноподчиненном предложении, виды придаточных. Провести занятия
- для уяснения учащимися понятий «проблема», «авторская позиция», «комментарий», «аргумент»;
- для разъяснения учащимся требований, предъявленных к сочинению (часть С).
Для учащихся: по математике:
-нахождение области определения, области значения функции;
- исследование функции;
- решение задач на проценты;
- решение геометрических задач;
- при преобразовании тригонометрических выражений и логарифмических выражений;
- при решении неравенств, содержащих параметр.
 Для учителей: провести занятия по разделам программы по алгебре и началам анализа, вызвавшим наибольшее количество ошибок:
- логарифмические, показательные, тригонометрические уравнения, неравенства;
- функция; (Д (f), Е (f));
- преобразование логарифмических и тригонометрических выражений;
- решение текстовых задач; - привить навыки самоконтроля учащихся;
- на элективных курсах рассматривать «Решение уравнений и неравенств, содержащие модуль, параметр».
 Результаты ЕГЭ были рассмотрены на заседаниях МО и педагогического совета лицея, вынесены соответствующие решения. При составлении учебно-воспитательного плана и плана подготовки учащихся к ЕГЭ в 2009 году, в условиях введения ЕГЭ и ЕРЭ в штатный режим лицей ставит следующие задачи:
- обеспечить компетентную методическую работу по предметам в целях повышения качества образования;
- регулярно проводить административные контрольные работы по материалам ЕГЭ;
- расширить степень вовлеченности и эффективность участия в ЕГЭ и ЕРЭ, в обеспечении подготовки выпускников, в разработке и экспертизе КИМов на татарском языке;
- продолжить работу по мониторингу результатов ЕГЭ и ЕРЭ и его влиянию на качество образования.
Директор лицея: Ш.А.Хамзин