Отчет о проделанной работе по организации системы предпрофильной подготовки и профильного обучения за 2006-2007 и 2007-2008 учебный год в муниципальном общеобразовательном учреждении «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района Республики Татарстан»
 
 В Шеморданском лицее, как и во всех образовательных учреждениях республики осуществляется предпрофильная подготовка школьников. Педагогический коллектив школы одним из первых осознал необходимость раннего выявления интересов и склонностей детей, чтобы процесс профессионального самоопределения не затягивался на долгие годы. Более того, процесс профессионального самоопределения неразрывно связан с личностным самоопределением, что также делает актуальным раннее выявление профессиональных интересов школьников. Это актуализировало работу школьных психологов, администрации, педагогического и родительского коллективов. Опросы, анкеты, беседы, разнообразные спецкурсы и спецсеминары стали привычными в нашем лицее. В октябре месяце 2007 года было проведено анкетирование учащихся и родителей восьмых классов о предполагаемом выборе элективных курсов в девятом классе. Учащиеся отвечали на вопросы анкеты, разработанной совместно с социально-психологической службой, педагогами, предметниками, классными руководителями. По результатам анкетирования состоялось совещание учителей- предметников, классных руководителей, администрации. Были определены предметы предпрофильных курсов для 9 классов - математика , русский язык, физика, информатика, автодело, черчение, английский язык, история, В 2007-08 учебном году продолжили разработку зачетного документа для учеников, проходящих предпрофильную подготовку. В нем фиксировался перечень курсов по выбору, освоенных учащимися и результаты, полученные ими на курсах, а также их участие в олимпиадах, конкурсах и т.п. Эта информация учитывалась при составление личного «портфолио» ученика. Был организован в сентябре месяце семинар учителей для знакомства с основными документами по профильному обучению и по обучению составлению программ курсов по выбору. Была проведена экспертиза программ элективных курсов с целью проверки их соответствия учебно-методическим требованиям. На психолого-педагогическом семинаре родители восьмиклассников получили знания по оказанию помощи ребенку-подростку в выборе элективных курсов На основе республиканского Базисного учебного плана и Примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РТ, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом МО и НРТ №1003/5 от.26.07.05 и по результатам анкетирования в 9-х классах нашего общеобразовательного учреждения в 2007-08 уч.
году учащимся лицея были предложены следующие курсы по выбору:        
I полугодие                                                                                                                                                                                              II полугодие
ФИО преподавателей     Название курса    ФИО преподавателей        Название курса
1. Батыршина Л.Н.«Решение задач с параметрами»                                                              1. Батыршина Л.Н.«Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль»
2. Валиева Л.П.«Деловой английский язык»                                                                        2 . Валиева Л.П.«Деловой английский язык»
3. Гумаров Н.Х.«Экология Шемордана»                                                                               3. Гумаров Н.Х.«Экология Шемордана»
4. Мухаррамова Г.М.«Физика в задачах»                                                                             4.Мухаррамова Г.М.«Законы физики вокруг нас»
5. Николаев Н.И.«Работа с Power Point»                                                                               5. Николаев Н.И.«Интернет и Я»
6. Галимуллина Х.М«Основы туристической подготовки»                                                      6.Галимуллина Х.М.«Основы туристической подготовки»
7. Свищева И.Р.«Практическая орфография»                                                                       7. Свищева И.Р.«Деловые бумаги»
8. Галиева Г.К.«Русское правописание»                                                                               8. Галиева Г.К.«Русское правописание»
9. Сайфутдинова Э.Г.«Общение, язык, речь»                                                                       9.СайфутдиноваЭ.Г.«Речевой этикет»
10. Бикбаева Э.И.«Подвижники Руси»                                                                                 10. Бикбаева Э.И.«Подвижники Руси»
11. Набиуллина Ф.Х.«Техническая графика»                                                                        11 Набиуллина Ф.Х.«Техническая графика»
12. Сабирова Л.М.«Английский язык в сфере туристического менеджмента»                         12. Сабирова Л.М.«Английский язык в сфере туристического менеджмента»
Социально- психологическая служба лицея отслеживала уровень заинтересованности и посещения учащимися курсов, организовывала групповые и индивидуальные консультации по подготовке к профильному обучению. В начале и в конце учебного года 8-классники отвечали на вопросы анкеты о предпрофильной подготовке , выбирали наиболее приемлемые и соответствующие их возможностям и способностям профили занятий. По результатам анкетирования на совещании учителей были определены темы занятий. Был проведен семинар для родителей учащихся 9-ых классов по вопросам оказания помощи детям в выборе профиля обучения в 10-ом классе. В августе 2008 года по результатам изучения портфолио и зачетных книжек состоялся конкурс портфолио учащихся 9 классов. Важным критерием оценки стали результаты районных и республиканских предметных олимпиад, участие на различных конкурсах, открытых мероприятиях. Вот некоторые из них: для учителей английского языка Сабинского района Сабирова Л.М. провела открытый урок с применением мультимедийного средства обучения и современных пед. технологий по теме «Поговорим о настоящей дружбе» в 9 классе. Также учительница вела в 9 классе курс по выбору «Английский язык в сфере туристического менеджмента». Со своим 8 Б классом она подготовила и провела инсценировку стихотворения М. Джалиля « Красная ромашка» на русском, татарском и английском языках. Учащиеся Сабировой Л. М. успешно выступили на олимпиадах по английскому языку. В районе учащиеся 9 класса заняли призовые места: Хазиахметова Разиля - первое место, Нигматуллина Виктория- второе место. На республиканском туре Хазиахметова Р. заняла 8 место. Работая над развитием творческих способностей учащихся предпрофильных классов, Валиева Л.П. провела внеклассное мероприятие «The happiest Halloeen» и « День радио». Совместными усилиями учителей русского языка и литературы и учеников 9 классов была воссоздана литературная гостиная XIX века, оформлен стенд, посвящённый юбилею М.Цветаевой, организован радиожурнал и оформлена экспозиция, посвящённые 70-летию со дня рождения В.Высоцкого. Учащиеся под руководством учителей русского языка и литературы принимали участие в предметных олимпиадах и заняли призовые места в районе: 1.Габдрахманова Дина (9 класс)-1 место (учитель Габтрахманова Ф.Х.) 2.Зиатдинова Айгуль -(9 класс)-1 место (учитель Свищёва И.Р.) В этом году ученики профильных классов впервые принял участие в международном конкурсе по русскому языку «Русский медвежонок». Ученица 9 класса Зиатдинова А.(учитель Свищёва И.Р.) приняла участие в республиканском конкурсе чтецов, посвящённом Году семьи, где заняла 3 место. Ученица 9 класса Рамазанова Р.(учитель Сайфутдинова Э.Г.) в республиканской научно-практической конференции школьников «VI Рождественные чтения» заняла 2 место. Ученица 9 класса Шаяхметова Г. приняла участие в республиканском межведомственном конкурсе сочинений, посвящённом Году семьи, при содействии Прокуратуры РТ (учитель Свищёва И.Р.) Учитель Свищёва И.Р. и её ученица 9 класса Шаяхметова Г. приняли участие во всероссийском конкурсе «Лучший урок письма» (разработка урока по русскому языку в 5 классе на тему «Письмо», письмо другу). Творческие работы (стихи, сочинение-эссе) ученицы 9 класса Зиатдиновой А. были отправлены на всероссийский конкурс «Моя семья» и на всероссийскую заочную гуманитарную олимпиаду по творчеству М.Цветаевой ( г. Москва), (учитель Свищёва И.Р.). Шаяхметова Г.(9 д класс) - участница конкурса исследовательских работ учащихся. Работа «Боевой путь генерал-майор М.Абсалямов» получила поощрительный диплом.
Итоги районной и республиканской олимпиады учащихся предпрофильных классов, посещающие курсы по выбору.
предмет            ФИО  ученика               ФИО учителя           уровень            место
История Тимохин П. 9кл район 1
История  Шайхилисламова Р.9кл  Гумерова Р.Р район 3
История Шакиров Д. 9 клБикбаева Э.И. район 2
История Тимохин П.9 кл.Бикбаева Э.И. республика 5
История Халиуллин Р.9кл Бикбаева Э.И. район 3
Экология  Иванова Л. 9 кл. Гумаров Н.Храйон 2
Русский язык Габдрахманова Д. – 9клГабтрахманова Ф.Х.район 1
Русский язык Тимохин П. - 9 кл.Свищева И.Р.район 2
Русский язык Нигматуллина В. – 9 клСвищева И.Р.район 3
Английский язык Хазиахметова Разиля 9кл.Сабирова Л.Мрайон 1
Английский язык Нигматуллина Виктория 9 кл.Сабирова Л.Мрайон 2
Английский язык Хазиахметова Разиля 9 кл.Сабирова Л.Мреспублика 8
Физика Валитова Д 9 кл.Хазеева М.Врайон 1
Математика   Валитова Д 9 кл.Батыршина Л.Н район 3
Имеются и другие положительные результаты предпрофильной подготовки в 9 классе. 32 % учащихся, прошедших курсы предпрофильной подготовки, успешно продолжают образование в ССУЗах. Трудоустройство выпускников 9-ых классов, прошедших предпрофильные курсы по выбору: Арский педагогический колледж - 4 Проф. лицей №78 с.Яныль - 9 Казанский проф. лицей №19 - 1 Сабинская кадетская школа – 4 Казанский торгово-экономический техникум - 4 Казанский кооперативный техникум – 1 Казанский энергетический техникум – 2 КПУ -49 – 1 Залесный ж/д техникум – 2 Казанский строительный колледж – 2 Казанский авиационно-технический колледж – 1 Казанский колледж при академии правосудия - 1 По итогам конкурса на основе балльной системы оценок учащиеся были определены в следующие профильные классы: 10а, 10б – социально-гуманитарный (10а -8 уч., 10б-20уч.), 10в - физико-математический (18 уч.), 10г – информационно-технологический (23 уч.).
    Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Педагогический коллектив, учащиеся и родители готовы к дальнейшему совершенствованию профильного обучения. Результаты анкетирования родителей и учащихся показывают необходимость этого. Профильные классы формируются исходя из социального заказа предприятий поселка Шемордан: ОАО «Таттрансгаз», ОАО «Шеморданский мясокомбинат», «Шеморданское лесничество», ОАО «Шеморданский меховой комбинат», ЗАО «Саба-брикс», ОАО «Шеморданский промышленный комбинат», «Шеморданская районная больница». Ежегодно ОАО «Таттрансгаз» поощряет призеров и победителей олимпиад по физике и математике, выделяя денежные гранты
2003/04уч.год             2004/05уч.год         2005/2006уч.год   2006/07уч.год     2007\2008
Альфия Галимзянова Альфия Галимзянова Диана Ивонина  Ринат Мингазов  Ринат Мингазов
Виктория Абдуллина  Рамис Нигматуллин  Ринат Мингазов  Диана Ивонина   Залаева Лилия
Тимур Бадрутдинов   Диана Ивонина     Райля Хафизова   Дилюс Нагимов    Хафизова Райля
Диляра Валитова      Юсупова Гульназ
Руководство данного предприятия направляет лучших выпускников лицея на обучение в Московский институт газа и в Альметьевский институт нефти и газа. задачей лицея является подготовить ученика по данным профилям для дальнейшего поступления в ВУЗ. Учитывая все эти факторы, в 2008-2009 учебном году учащиеся 10-х классов выбрали три направления профессий: 10а, 10б - социально-гуманитарный, 10в - физико-математический, 10г - информационно-технологический. Всего обучается в этих профильных классах 69 учащихся. На профильном уровне в соответствии с выбранным профилем обучения в 10-х классах ведётся преподавание следующих предметов: № Название выбранного профиляПредметФИО учителяКлассКол. уч-сяКол. час. в неде лю.
1.социально-гуманитарный история  Бикбаева Э.И.10 а83
2Социально-гуманитарный правоБикбаева Э.И.10 а82
3Социально-гуманитарный Русский язык Габтрахманова Ф.Х.10а83
4 Социально-гуманитарный Русская литератураГабтрахманова Ф.Х.10а84
5социально-гумнитарный история Емельянова Л.М.10 б83
6Социально-гуманитарный право Емельянова Л.М.10 б82
7Социально-гуманитарный Русский язык Шайхова Л.А.10б83
8 Социально-гуманитарный Русская литература Шайхова Л.А.10б84
9 Физико-математический ФизикаХазеева М. В.10 В185
10 Физико-математический Информатика Миннимуллина Г.А. 10 В 18 2
11 Физико-математический Алгебра и начала анализаБатыршина Л. Н.10 В 18 4
12 Физико-математический ГеометрияБатыршина Л. Н.10 В 182
13Информационно-технологический Информатика Миннимуллина Г. Р.10 Г  234/4
14Информационно-технологический Алгебра и начала анализаБатыршина Л. Н.10 Г 234
15Информационно-технологический Геометрия Батыршина Л. Н. 10 Г  232

В целях обеспечения условий для изучения учебного материала повышенного уровня сложности и умения детей делать осознанный выбор на основе республиканского Базисного учебного плана и Примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РТ, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом МО и НРТ №1003/5 от.26.07.05 и запросов учащихся в нашем лицее в 2006- 2007 учебном году были организованы два класса профильного обучения: 10б класс (социально-гуманитарный профиль, 20 уч.), 10в класс(физико-математический профиль, 20 уч.). Успеваемость в этих классах составляет 100%, качество знаний в 10 в классе на начало учебного года – 75%, к концу - 81%. Учащиеся профильных классов в течении учебного года приняли активное участие во всех школьных мероприятиях. В марте 2008 года была проведена неделя «Русского языка и литературы», где ученики 10-х профильных классов совместными усилиями учителей воссоздали литературную гостиную XIX века, оформили стенд, посвящённый юбилею М.Цветаевой, организовали радиожурнал и оформили экспозицию, посвящённые 70-летию со дня рождения В.Высоцкого. В течении учебного года ученики 10 б, в классов выпустили восемь газет « Лицейский меридиан». В апреле 2008 года на недели естественно-географического цикла проведены в профильных классах следующие уроки и мероприятия : Гумаров Н.Х. в 10 б классе открытый урок по теме : «Байкал», Григорьева Ф.Х. внеклассное мероприятие в 10 в классе «Нам этот мир завещано беречь», Гарипова С.Г. внеклассное мероприятие в 10 б классе «Алкоголь- проблема социальная и экономическая». В декабре месяце был проведен семинар учителей математики по теме: «Повышения качества образования в условиях современных информационных технологий», где были продемонстрированы уроки и внеклассные мероприятия по темам: открытый урок по физике в 10 в классе по теме: «Плотность вещества». (учительница Мухаррамова Гульнара Муниповна), интегрированное внеклассное мероприятие физика + математика для учащихся 10-х профильных классов. (Игра: «Физико-математическое кафе»). (организаторы: Мухаррамова Г.М., Батыршина Л.М., Шигапова Е.Н.).
ИТОГИ РАЙОННОЙ ОЛИМПИАДЫ УЧАЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ (10 б, 10 в).
ПРЕДМЕТ   ФИО ученика      ФИО учителя   уровень    место
Физика        Нагимов Д.            Хазеева М.В район        1
Обществознание  Нуриева А.  Нигматуллина Н.Р  район 1
Русский язык Галимзянова А.   Свищева И.Р     район   2
Математика    Ануфриева С        Каримова Р.А   район   2
ЛитератураФахрутдинова АСвищева И.Р          район    2
Русский язык    ШайхеисламоваР    Батыршина Н.З  район  3
История  Шайхелисламова Р    Гумерова Р.Р   район            3
В Шеморданском лицее разработаны механизмы введения инновации в образовательную практику через создание активной социальной зоны взаимодействия, с целью использования возможностей социума для максимального развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся для их последующего профессионального самоопределения. В 2008 году школа - победитель конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование».