Анализ предпрофильной подготовки
Анализ работы МОУ «Шеморданский лицей» по предпрофильной подготовке в 2008- 2009 уч.году. (февраль-март)
Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершении основного общего образования. К предпрофильной подготовке относится информирование и ориентация учащихся 9-х классов в отношении их возможного выбора профиля обучения в старшей школе, направлений для продолжения обучения в системе начального или среднего профессионального образования.
Эксперимент по введению профильного обучения учащихся в экспериментальных общеобразовательных учреждениях проводится для создания системы специализированной подготовки (профильного обучения) учащихся в старших классах общеобразовательной школы, апробации нового содержания и форм организации учебного процесса с учетом потребностей рынка труда и обеспечения сознательного выбора учащимися будущей профессии.
МОУ «Шеморданский лицей» третий год участвует в эксперименте по предпрофильной подготовке учащихся, которая включает в себя систему элективных курсов, а также проведения профориентационной работы.

Цель предпрофильной подгототовки учащихся 9-х классов:
- создать девятиклассникам условия для осознанного выбора образовательного профиля и дальнейшего обучения в выбранном направлении, т.е.:
• создать условия для того, чтобы ученик утвердился или отказался от сделанного им выбора направления дальнейшего учения и связанного с определенным видом профессиональной деятельности;
• помочь старшекласснику, совершившему в первом приближении выбор образовательной области для более тщательного изучения, увидеть многообразие видов деятельности с ней связанных.
Для достижения этой цели нами были определены следующие задачи:
- Планирование работы по предпрофильной подготовке на 2008/2009 учебный год.
- Подбор кадрового состава учителей.
- Организация экспертизы элективных курсов учителей.
- Проведение родительских и классных собраний предпрофильных классах.
Работу по данному направлению возглавила куратор предпрофильной подготовки зам. директора школы по УВР Валиуллина Г.Р. вместе с классными руководителями 9-х классов: 9А – Гариповой С.Г., 9Б – Сабировой Л.М., 9В – Нигматуллиной Н.Р., 9Г –Сушенцовой З.М., а также творческой группой учителей, ведущих курсы по выбору в 9-х классах.

В 2008/2009 учебном году в школе проводились следующие курсы по выбору: ФИО учителяПредметНазвание курсаОбъем курсаКлассКол-во уч.Кол-во часов в неделю
Авхадиева А.В. Татарский язык«Кызыклы синтаксис”17ч. 9а6 1
Мухаррамова Гульнара Муниповнаматематика «Задачи с параметрами» 17 9а 6 1
Закирова Ильсеяр СалихзяновнаМатематика «Задачи с параметрами» 17 9б 23 1
Миннимуллина Гульназ АхметгалеевнаИнформатика «Компьютерная графика. Графический редактор Adobe Photoshop»17 9 б 23 1
Сабирова Лилия Мансуровна Английский язык «Английский язык в сфере туристического менеджмента» 17ч 9 б 23 1
Набиуллина Фаузия Хазеевна Технология«Правила дорожного движения»17ч 9 в221
Шайхова Лилия АбдулловнаРусский язык «Общение, язык, речь» 17 ч. 9 в 22 1
Шигапова Елена НиколаевнаМатематика «Задачи с параметрами»17 9г131
Сушенцова Земфира Миннимулловнахимия«Растворы» 17ч 9 г131
Гайфутдинова Фрида ВагизовнаМатематика «Задачи с параметрами»17 9д 161
Хазеева Марзия Вагизовнафизика «Элементы биофизики»17 9д 16 1
Галиева Гюльнур КараматовнаРусский язык «Русское правописание»17ч9 д161
Учитывались следующие требования к программам элективных курсов:
• Курс должен позволить в полной мере использовать активные формы организации занятий, информационные, проектные формы работы.
• Содержание курса, форма его организации должны помочь ученику через успешную практику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы
• Элективные курсы должны способствовать созданию положительной мотивации.
• Курсы (по возможности) должны опираться на какое-либо пособие.
• Содержание элективных курсов не должно дублировать содержание предметов обязательных для изучения.
• Курсы должны познакомить ученика со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими, если он совершит выбор того или иного профиля (историк, филолог, физик и т.д.), то есть повлиять на выбор учеником сферы будущей профессиональной деятельности, пути (направления) получения им образования в профессиональной школе (прежде всего, высшей).
• Они должны включать пробы по ведущим для данного профиля видам деятельности (чтобы показать специфику данного профиля через деятельность - работа с текстами, анализ источников, использование правовых документов и т.п.)
• Отобранное содержание должно, с одной стороны, соответствовать познавательным возможностям старшеклассников, а, с другой, предоставляя ученику возможность опыт работы на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию.
В течение учебного года осуществлялся контроль за посещением учащимися элективных курсов как со стороны классных руководителей, так и куратором .
Результаты следующие:
- 100%выпускников посетили курсы по выбору;
- учащиеся 9-х классов освоили учебный план по предпрофильной подготовке;
-есть хорошие результаты (высокие баллы) у отдельных учащихся по следующим курсам:

класскурсы по выборуформа оцениванияФИО ученикапреподаватель

9 а «Кызыклы синтаксис”зачётСитдикова Л Фархиева М.Авхадеева А.В.

9 в «Общение, язык, речь»защита рефератовБилалова О.Шайхова Л.А.

9б«Компьютерная графика. Графический редактор Adobe Photoshop»Защита проектовБулатова А. Линиченко Л. Мавлекаева Сергеева Н. ХабибуллинаМиннимуллина Г.А.

9б «Английский язык в сфере туристического менеджмента»зачётная работа Работы 17 учащихся оценены на 3 баллаСабирова Л.М.

9б«Задачи с параметрами»Защита рефератовЗакиуллина Сергеева Н.Закирова И.С.

9 г «Растворы» практическая работаГарипова З. Шамилов И.Сушенцова З.М.

9г «Задачи с параметрами»Защита рефератов Гарипова З. Шамилов И.Шигапова Е.Н.

9 д «Задачи с параметрами»повторительно-обобщающий урокЗагриев Я. Исмагилова Н. Марышев И. Мухаметов И. Тухватуллина Г. Шакирова З. Шарипова Э. Юсупова Г.Гайфутдинова Ф.В.
9д«Русское правописание»контрольное тестированиеИсмагилова Н. Мухаметов И.Галиева Г.К.

- За время проверки посещено и проанализировано 9 курсов по выбору.
На высоком методическом уровне проводятся элективные курсы по русскому языку (Шайхова Л.А.), информатике (Миннимуллина Г.А.), английскому языку (Сабирова Л.М.)
Эти учителя используют разнообразные формы и методы обучения, элементы новых педтехнологий, связь с жизнью. На всех курсах постоянно идет расширение области изучаемого материала за рамки программы, умело создается атмосфера творчества, ситуация успеха и полного взаимопонимания. На каждой из этих курсов методически грамотно излагается изучаемый материал, используется индивидуальный подход к учащимся, активные формы работы.
- по предварительному анкетированию выпускников 31% учащихся хотят обучаться в информационно-технологическом, 14% в физико-математическом, 14% в социально-экономическом, 7% в филологическом, 7% в социально-гуманитарном классах.
Предпрофильная подготовка, реализуемая через курсы по выбору, информационную работу и профильную ориентацию, эффективна, если она осуществляется с использованием развивающихся технологий, новых деятельностных систем обучения, где содержание предмета становится средством развития мотивации познавательных интересов учащихся.
Рекомендации: Оказывать психологическую помощь связанную с профессиональным становлением. 2. Помогать ориентироваться при выборе профиля обучения, при подготовке к выбору профессий. Продумать оценивание результативности по курсам для учащихся 9-х классов. Усилить работу по созданию, накоплению и отбору материала для « портфолио».
6. Использовать на курсах по выбору современные инновационные технологии.
7. Работать над повышением качества знаний учащихся. 8.Своевременно заполнять журнал курсов по выбору и оценивать результативность деятельности учащихся (проставлять баллы) в 9а кл.по математике (Мухаррамова Г.М.), в 9г классе по химии (Сушенцова З.М.), в 9в классе по технологии (Набиуллина Ф.Х.). 
                                                                Зам. директора по УВР:              Валиуллина Г.Р.