В 1922 году в Шемордане была основана начальная железнодорожная школа. Первое здание начальной школы было помещено в индивидуальном домике. Школа была в подчинении участкового профессионального союза железнодорожников. Первым заведующим школой был Яковлев Константин Александрович, он же и первый учитель. В 1922 году были 1,2 классы, а в 1923 году открылись 1,2,3 классы. К январю 1924 года численность учащихся достигла 17 человек. Детей железнодорожников было 9, а остальные приходили из соседних деревень, с 1 января 1924 года школа была закрыта из-за малочисленности учащихся. Вновь школа в Шемордане была открыта в 1928 году. В доме около железнодорожного клуба были открыты 1,2,3 классы. В 1930-1931 учебном году начальная школа открылась в здании, где был размещен котел. В 1934 году уже появляются параллельные классы. Учитель этого периода Павел Александрович Бурцев. Шеморданская школа стала семилетней . С 1939-1940 учебного года директором Шеморданской семилетней школы работал Цитронов Василий Васильевич.



В 1929 было построено двухэтажное задание «Дома крестьянина». Перед началом Великой Отечественной войны это здание было передано по школу. В школе насчитывалось 214 учащихся, а учительский коллектив состоял из 7-8 человек. Фашисты нарушили поступательный ход нашей мирной жизни, началась грозная Отечественная Война.


Идет война народная,
Священная война.
Первый директор Шеморданской семилетней школы Цитронов В.В. ушел на войну и героическим погиб на фронтах Великой Отечественной Войны. Во время войны, когда в Шемордане было много детей, эвакуированных из областей, занятых фашистами, в поселке открывается средняя школа.



В период Отечественной войны, в 1941-45 годы, директором средней школы был Аржанов Николай Григорьевич. Завучем в это время работала Сонгелеева София Юсуповна. Школа вновь стала семилетней (после окончания Отечественной войны эвакуиро- ванные семья уехали в родные места и число учащихся уменьшилось). Старшие классы были переведены в вечернее отделение. С 1945 года руководил школой Малик Шигапович Гиматов. В 1957-59 годы были построены новые здания средней школы. Сначала было построено здание п.1 под интернат школы. Затем, в начале 1959 года двухэтажное старое здание было перенесено и построено как здание п.2. Перенесение здания проводилось силами учащихся и технических работников. Первый выпуск средней школы состоялся в 1954 году. Были выпущены два класса. Аттестаты зрелости получили 36 человек.


Новая школа в Шемордане была построена в 1972 году. Её директором стал Хамзин Ш.А., школа имеет современные оборудованные кабинеты, два компьютерных класса, современные средства ТСО, библиотеку, музей, столовую, медицинский кабинет. В ней обучаются 1144 учеников, работают 120 учителей. В школе проводятся различные олимпиады, спортивные мероприятия, встречи с интересными людьми. Школа была оборудована лингафонным кабинетом (1977г.), компьютерный класс (1985г.).



2004 год стал знаменательным в жизни Шеморданской средней школы с углубленным изучением отдельных предметов. Ясным сентябрьским днем распахнула свои двери новая красивая школа на 1000 учащихся. В школе трудится стабильный, профессионально подготовленный, творческий пед.коллектив. В их числе: 4 заслуженных учителя РТ; 8 учителей награждены нагрудным знаком «Почетный работник общего образования»; 6 учителей награждены нагрудным знаком «За заслуги в образовании».



Традиции Лицея:
История лицея насчитывает более 80 лет. Начальная железнодорожная школа была основана в 1922 году. В 1945 году она была реорганизована в семилетнюю. Средняя общеобразовательная школа начала свою деятельность в 1972 году в новом 3-этажном здании. 2004 год стал знаменательным в жизни Шеморданской средней школы с углубленным изучением отдельных предметов. Состоялось открытие школы, рассчитанный на 1000 учащихся. Школа работает по принципу полного учебного дня: в первой половине дня - учебные занятия, во второй половине - занятия в системе дополнительного образования. В 2007 году была переименована в лицей. За последние годы в лицее сформированы многие добрые традиции, и они не являются просто повторением какого-либо хорошего мероприятия, каждый новый год вносит свои коррективы в традиционное дело, к нему готовятся заранее и ждут, как праздника все учащиеся лицея. Любое традиционное мероприятие, проведенное в старшей школе, находит отклик и резонанс в младшей и средней школе, ведь часто в школе обучаются братья и сестры. В сентябре учебный год начинается с традиционного Дня Знаний: Торжественной линейки, уроков Мира, парада первоклассников. В октябре месяце лицей проводит День самоуправления: старшеклассники проводят уроки в начальной школе, они готовят сюрпризы для учителей. В начальной школе стал традиционным праздник Осени «Этой осени краски», в котором участвуют родители и учащиеся, представляют на выставку различные поделки, иногда это бывают групповые работы по одной теме, выполненные как фруктово-овощной коллаж. Не забываем, и традиционные Дни матери, пожилого человека, в школе также проводим День Семьи - это своеобразный день открытых дверей для родителей и детей. В этот день учащиеся и родители могут поучаствовать в спортивных мероприятиях, играх, посетить психолога, социального педагога, посмотреть концерт, организованный учителями и детьми, и пообщаться за чашкой чая с классным руководителем. Традиционным является также и месячник военно-патриотического воспитания, в рамках которого в лицее проходит конкурс «Витязи школы», в канун праздника 8-Марта проводим конкурс «Мисс школы». В лицее стало традицией: агитация за осознанный выбор здорового образа жизни, участие в акциях протеста против наркотиков, в поддержку больных СПИДом, пропаганда безопасной жизнедеятельности, обучение манерам владения собой в экстремальных ситуациях. Образовательный процесс уже несколько лет подряд направлен на развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Приоритеты работы педагогического коллектива заключаются в развитии потенциальных возможностей учащихся, обеспечении качества образования, воспитания, формировании таких качеств, как доброты и гуманизма, патриотических чувств. Особенность организации воспитательной работы в лицее заключается в соединении идеи системно-функционального подхода и системного подхода, направленного на подготовку личности к выполнению социальных ролей в различных сферах жизнедеятельности. При этом речь идет не просто о воспитательном воздействии по сферам деятельности и профильной ориентированности, а о создании развивающей, способствующей включению учащихся в продуктивную (учебную, трудовую, научную, творческую, общественную и др.) деятельность. Рассматривая становление личности ребенка с этих позиций, лицею отводится роль обеспечивающего его развитие и подготовку к выполнению социальных функций. Воспитательный потенциал школы осуществляется за счет целенаправленной профессиональной деятельности классных руководителей, 2 социальных педагогов, 1 педагога-психолога, 2 педагогов- организаторов, 3 педагогов дополнительного образования. Внеурочная воспитательная деятельность учащихся тесно связана с учебным процессом: предметные декады, месячники, олимпиады, конкурсы, математические бои, турниры и.т.д. Функционируют предметные кружки, театр Здоровья, разнообразные спортивные секции: легкая атлетика, лыжная, дзюдо, баскетбол, аэробика, военно-патриотический кружок при лицейском тире. Ежегодно проводятся художественно-музыкальные вечера, посвященные знаменательным датам, новогоднии балы, «День Святого Валентина», осенние балы, в организации которых принимают участие старшеклассники. Школа сотрудничает с Детской школой искусств, со спорткомплексом «Яшьлек», с Домом культуры, поселковой библиотекой, районным центром детского творчества. Данная сотрудничество и работа по дополнительному образованию дает высокие результаты: наши школьники - многократные чемпионы РТ по мини-футболу, призеры, участники и дипломанты республиканского конкурса «Созвездие - 2005, 2006», победители IV Республиканского зонального конкурса «Театров здоровья» 2006года. Широкое развитие спорта, как и мода на спорт, является верным признаком оздоровления учащихся нашего лицея. На базе лицея образован квартет «Энже бертеклэре» (руководитель Аксанова Ляля Мунировна). На республиканском телевизионном молодежном фестивале эстрадного искусства «Созвездие-йолдызлык» в 2004г.и в 2005г. квартет стал дипломантом в номинации «Вокальные ансамбли». Хореографический коллектив «Акварель» (руководитель Мирзагаллямова Рушания Абдуллазяновна) в 2005 году на III республиканском смотре-конкурсе детско-юношеских самодеятельных хореографических коллективов «Ритмы детства» и на II республиканском молодежном фестивале народного творчества и декоративно-прикладного искусства «Ватан» стал дипломантом. Кружок «Глиняные игрушки Шеморданской мастерской», образованный в 2000 году под руководством Сафиной Розы Каримовны, успешно выставлял свои работы в Доме Дружбы Народов АНКО, в литературном музее Г.Тукая, в Музее Изобразительных искусств РТ. В зональном конкурсе «Ватан - 2005» учащиеся заняли I место.Охват учащихся в учреждениях досуга: всего в школе - 867 учащихся, из них занято в кружках и секциях 467 учеников. Популяризация здорового образа жизни и развитие творческих способностей учащихся лежит в основе всех коллективно - творческих дел и спортивно - оздоровительных мероприятий. Школьный театр здоровья, созданный с целью пропаганды здорового образа жизни, на IV республиканском зональном конкурсе «Школьных театров здоровья» в 2006 году занял первое место. Проводятся традиционные спортивные праздники, спортивные игры, праздники открытия и закрытия лыжного сезона, чемпионаты по пионерболу, волейболу, баскетболу, теннису среди девушек и юношей, туристические походы, лыжные вылазки. Большую помощь в воспитании учащихся оказывает спорткомплекс «Яшьлек». В лицее проводится систематическая и целенаправленная работа по сохранению здоровья детей, для достижения поставленной цели по формированию здорового образа жизни коллектив педагогов, учащихся, родителей, совместно с представителями РОО и медицинскими работниками села успешно реализует Республиканскую программу «Образование и здоровье школьников РТ». Одним из важных направлений при выполнении этой программы в нашей школе является создание «Совета профилактики правонарушений», организация профилактических часов 2 раза в неделю, апробация программы «Наркомания - дорога в ад!» с учащимися из группы риска. Одной из форм детского саморазвития в школе является орган ученического самоуправления «Содружество старшеклассников», действующий с 1997 года. Его целью является передача опыта ответственности от старших к младшим за собственное поведение; за последствия своих действий («Следопыты» - 1-4 кл., «Наследники» - 5-8 кл., «Содружество старшеклассников» - 9-11кл.). Высшим органом самоуправления является конференция учеников. Во главе стоят президент и вице-президент. Они присутствуют на планерках учителей, взаимодействуют с администрацией, координируют работу органов самоуправления. Президент и вице-президент в работе опираются на совет, где по всем вопросам консультируют учащихся. Кроме совета существует и совет лидеров - орган из выбранных представителей классов. Они информируют свои классы и организуют их работу. Своевременное информирование учащихся о различных сторонах жизнедеятельности лицея, оперативное обсуждение и обмен мнений по злободневным вопросам учебной и внеклассной деятельности, освещение важнейших событий в мире и республике – все эти функции возложены в лицее на пресс-центр, который выпускает лицейскую газету "Лицейский меридиан". Совместная работа школы и семьи в воспитании личности осуществляется в разнообразных формах: попечительский совет (действует с 2003года), родительский комитет, Совет школы, которые принимают активное участие в обсуждении вопросов, связанных с организацией учебно-воспитательного процесса, что во многом обеспечивает единство педагогических требований. Виды этого взаимодействия: целесообразное сочетание коллективных и групповых индивидуальных работ (родительские собрания, лектории, конференции, встречи с администрацией, с учителями класса, заседания родительского комитета, консультации). Воспитательная деятельность школы сопровождается социально-психологической службой. Регулярно проводятся индивидуальные и групповые консультации, тренинги, анкетирования, тестирования, коррекционные занятия с учащимися из группы риска, педагогами, родителями. В лицее созданы релаксационные зелёные уголки: «Зимний сад», «У фонтана», «Музей комнатных цветов». Оборудованы игровые уголки для учащихся начальных классов: «Мои любимые игрушки»,» «Галерея искусств» «Спортивный уголок», «Живой уголок». Успешно работает релаксационный кабинет. Там проводится аромотерапия, психологический тренинг. Эти формы работы помогают снимать усталость, психическое напряжение, агрессию, тревожность учащихся. Проводится большая работа по озеленению классных кабинетов и коридоров лицея. Трудовое воспитание учащихся лицея проявляется в помощи колхозам района при уборке картофеля, при сборе металлолома, макулатуры, березовых и сосновых почек, еловых и сосновых шишек, изготовлении новых и ремонте старых скворечников. С 1978 года в школе действует музей, материал для которого собирали в течение ряда лет учащиеся школы в этнографических и краеведческих экспедициях. Здесь создан большой вспомогательный фонд: фотодокументы, карты, картины, макеты, предметы утвари.