Устав лицея

Муниципального  общеобразовательного учреждения

« Шеморданский  лицей

Сабинского муниципального района Республики Татарстан»

 Принят на заседании педагогического совета лицея

Протокол № 1 от 13 августа 2007года

 I.  Общие положения.

 

1.1.                  Муниципальное общеобразовательное учреждение «Шеморданский лицей (далее именуемый «лицей») Сабинского муниципального района Республики Татарстан»  создан Постановлением Руководителя Исполнительного комитета Сабинского муниципального района Республики Татарстан за  № ______ от «         »                                                                                      2007 г.   

Учредитель лицея:  Исполнительный комитет Сабинского муниципального  района Республики Татарстан.

1.2.               Официальное полное наименование лицея на русском языке: муниципальное общеобразовательное учреждение «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района Республики Татарстан». На татарском языке: Татарстан Республикасы Саба муниципаль районы Шәмәрдән лицее.

Официальное сокращенное наименование: МОУ "Шеморданский лицей”.

1.3    Место нахождения  лицея: 422050 Республика Татарстан, Сабинский муниципальный район, с. Шемордан, улица Ф. Карима, дом  2.

1.4.            Лицей является общеобразовательным учреждением (в дальнейшем - лицей), реализующим общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования (как базового, так и повышенного уровня образованности в конкретной предметной области (лицейский образовательный стандарт). Обучающиеся по лицейской образовательной программе ориентированы на дальнейшее обучение в Высших учебных заведениях по избранному лицеем профилю.

Образовательную деятельность лицей осуществляет в соответствии с полученной лицензией, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

1.5.            Деятельность лицея строится на принципах демократии и гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования.

1.6.            В своей деятельности лицей руководствуется законодательством Российской Федерации, Указами и Распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями    отдела  образования Исполнительного комитета Сабинского муниципального района, настоящим Типовым положением об образовательном учреждении, договором между Учредителем и  лицеем и настоящим Уставом.

1.7.            Основная цель лицея - формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптации к жизни в обществе, формирование основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности и любви к Родине.

Лицей создает условия для формирования у учащихся по лицейским образовательным программам соответствующего их желанию, склонностям и возможностям  повышенного уровня образованности по всей предметной области, а также допрофессиональную ориентацию в системе наук данной области, являющихся фундаментом обучения в высших учебных заведениях по избранной специальности.

Лицей обеспечивает достижение названных целей за счет использования в образовательном процессе социокультурных возможностей  и высокого научно-методического оснащения образовательных программ, постоянного участия педагогического коллектива в опытно-экспериментальной работе по созданию новых технологий образовательной деятельности.

1.8.            Лицей осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования. 

1.9.            Лицей несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за качество общего образования и его соответствие государственным образовательным стандартам, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам, требованиям охраны жизни и здоровья обучающихся.

1.10.          Лицей  учреждается Исполнительным комитетом  Сабинского муниципального  района в соответствии с задачами развития системы образования данного региона, применительно к специфике образовательных условий и образовательных потребностей данного региона, а также имеющихся условий бюджетного финансирования.   

Отношения между лицеем и Учредителем, взаимные обязанности, права и ответственность, разграничение компетенции между ними устанавливаются, определяются и регламентируются договором,  заключаемым в соответствии с законодательством РФ и РТ

1.11.          С учетом потребностей и возможностей личности общеобразовательные программы осваиваются в следующих формах:  очной, в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

В  лицее допускается сочетание различных форм получения образования в классах, занимающихся по общеобразовательным программам.

Условия и порядок освоения общеобразовательных программ в форме семейного образования, самообразования, экстерната или в сочетании различных форм устанавливаются учредителем и  уставом лицея и осуществляются на условиях договора между общеобразовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся.

1.12.          Для всех форм получения образования в рамках конкретной основной общеобразовательной программы действует государственный образовательный стандарт.

1.13.          Лицей является юридическим лицом, имеет в собственности и в оперативном управлении обособленное имущество, имеет самостоятельный баланс.

Лицей вправе от своего лица заключать договоры, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, выступать истцом и ответчиком  в судах.

1.14.          Лицей имеет 2 круглые гербовые печати: одна печать с изображением государственного герба РФ, вторая – с изображением государственного герба РТ, в каждой печати имеется наименование лицея. Имеются  штампы, бланки  установленного образца, вывеска с наименованием учебного заведения.

1.15.          Права юридического лица у лицея в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности, направленной на подготовку образовательного процесса, возникают с момента его государственной регистрации.

1.16.          Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством РФ и РТ, лицей приобретает  с момента выдачи ему лицензии.

1.17.          Права на выдачу выпускникам документа об образовании государственного образца о соответствующем уровне образования, на включение в схему централизованного государственного финансирования и на пользование печатями возникают у лицея с момента государственной аккредитации, подтвержденной соответствующим свидетельством.

Лицей проходит лицензирование и государственную аккредитацию в порядке, установленном Законами РФ и РТ «Об образовании».

1.18.          Медицинское обслуживание обучающихся в лицее обеспечивается ГУЗ «Сабинская ЦРБ». Лицей предоставляет помещение с соответствующими условиями для работы медицинского персонала.

1.19.          Организация питания в лицее  осуществляется администрацией лицея. Лицей выделяет специальное помещение для организации питания обучающихся.

1.20.          В лицее не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных структур, движений и организаций.

II. Организация деятельности лицея.

2.1.            Лицей создается учредителями по собственной инициативе и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации в заявительном порядке.

 Лицей  является муниципальным общеобразовательным учреждением   Сабинского муниципального района Республики Татарстан.

2.2.            Учредительным документом лицея является Устав общеобразовательного учреждения.  

2.3.            Отношения между учредителем и лицеем определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.4.            Права юридического лица у лицея в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности, направленной на подготовку образовательного процесса, возникают с момента его регистрации.

Лицей, как юридическое лицо имеет устав, расчетный и другие счета в банковских учреждениях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием.

Право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, возникают у лицея с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

Лицей проходит государственную аккредитацию и аттестацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании".

Лицей может быть реорганизован, перепрофилирован, ликвидирован по решению учредителя, если это не влечет нарушения обязательств лицея или если учредитель принимает на себя эти обязательства.

Ликвидация лицея может осуществляться:

а)    по инициативе учредителя или совета лицея;

б)   автоматически при не возобновлении в течение12 месяцев изъятой лицензии;

в)   по решению судебных органов;

г)   по решению органа, осуществившего регистрацию лицея, в случае невыполнения последней (уставных задач).

2.5.            Лицей в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе образовывать комплексы, участвовать в создании и деятельности ассоциаций, союзов и иных объединений, в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций в целях развития и совершенствования образования.

2.6.            Медицинское обслуживание обеспечивается штатным или специально закрепленным органами здравоохранения за лицеем медицинским персоналом, который наряду с администрацией и педагогическим персоналом несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания обучающихся.

Организация питания в лицее возлагается на предприятия общественного питания. В лицее должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся.

2.7.            Количество классов в лицее зависит от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса, с учетом санитарных норм.

2.8.            Наполняемость классов, занимающихся по лицейской образовательной программе, устанавливается в количестве 20 обучающихся. Численность учащихся в группе факультатива - 8 человек.

При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование классов и групп продленного дня с меньшей наполняемостью, что определяется уставом лицея.

2.9.            В лицее допускается создание наряду с лицейскими классами, работающими по лицейским образовательным программам повышенного уровня, - общеобразовательных классов.

Лицейские классы открываются в 8-11 классах.

Повышенный уровень образования (лицейский) для части учащихся может быть обеспечен и без деления на лицейские и общеобразовательные классы за счет индивидуализации и дифференциации образовательного процесса и реализации вариативных образовательных программ.

2.10.          При проведении занятий по иностранному языку в 2-11-х классах и по трудовому обучению в 5-11-х классах, физической культуре в 10-11-х классах, по информатике и вычислительной технике, физике и химии ( во время практических занятий) допускается деление класса на две группы при наполняемости 20 человек.

В лицейских классах сверх норм, устанавливаемых для общеобразовательных классов, при проведении занятий по иностранному языку в 8-11-х классах допускается деление класса на две и более групп (при общей численности класса не менее 20 человек), а также деление 10-11-х классов на 2 группы при проведении занятий по 1-2 дисциплинам, определенным Уставом как профилирующие.

При наличии необходимых средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью.

2.11.          Лицей вправе открывать по желанию и запросам родителей (лиц, их  заменяющих) группы продленного дня.

2.12.          В порядке исключения для детей, обучающихся по общеобразовательным программам, с учетом интересов родителей (лиц, их заменяющих) по согласованию с учредителем в лицее могут открываться классы, занимающиеся по образовательным программам компенсирующего обучения, а также специализированные (коррекционные) классы, обучающиеся по реабилитационным образовательным программам.

Перевод (направление) обучающихся в специализированные (коррекционные) классы и классы компенсирующего обучения осуществляются органами управления образованием только с согласия родителей (лиц, их заменяющих) на основании заключения психолого-медико-педагогической консультации.

 

III.  Образовательный процесс.

3.1.            Лицей осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования в классах, обучающихся по базовым образовательным программам:

I ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения - 4 года);

II ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения - 3 года) - 5-7 класс.

Лицей осуществляет свою деятельность на двух ступенях обучения (вторая и третья ступени) на основе сочетания общеобразовательного и дополнительного обучения.

Нормативный срок обучения в лицее - четыре года (8-11 классы).

Основное (общее) образование (вторая ступень) - 8-9 классы (2 года обучения).

Среднее (полное) общее образование (третья ступень) -10-11 классы (2 года обучения).

3.2.            Лицей на этапе начального общего образования (I ступень) в классах, обучающихся по базовым образовательным программам, обеспечивает развитие обучающихся на уровне элементарной грамотности: овладение ими чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования (базового уровня).

Для классов, обучающихся по образовательным программам расширенного начального обучения и образовательным программам интенсивного начального обучения, лицей обеспечивает достижение уровня грамотности, достаточной для овладения лицейской образовательной программой на второй и третьей ступенях обучения.

3.3.            Лицей на этапе основного общего образования (II ступень) для обучающихся по базовой образовательной программе обеспечивает развитие обучающихся на уровне функциональной грамотности: освоение ими общеобразовательных программ основного общего образования, становление и формирование личности обучающегося, его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению.

Основное общее образование является базой для получения среднего(полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.

3.4             Основное общее образование и итоговая аттестация по его завершении являются обязательными. Требования обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняют силу до достижения им пятнадцатилетнего возраста, если соответствующее образование не было получено обучающимися ранее.

Получение основного общего образования в лицее ограничивается восемнадцатилетним возрастом обучающегося.

3.5.            Среднее (полное) общее образование (лицейского уровня) (III ступень) является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающим достижение обучающимися повышенного уровня методологической и допрофессиональной компетентности по всей предметной области.

Среднее (полное) общее образование является основой для получения среднего профессионального (по сокращенным ускоренным программам) и высшего профессионального образования.

3.6.            Содержание общего образования в конкретном учреждении определяется образовательными программами, принимаемыми и реализуемыми учреждением самостоятельно на основе государственных  образовательных стандартов.

3.7.            Язык (языки), на котором ведется обучение и воспитание в образовательном учреждении, определяется учредителями и уставом учреждения.

Лицей реализует предоставленное государством право граждан на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения созданием условий для функционирования необходимого числа классов и групп.

Учредитель с учетом региональных особенностей и возможностей, руководствуясь программой развития образовательной системы региона может финансировать указанные программы и создавать специальные кадровые условия для их реализации.

Не менее тридцати процентов педагогических работников лицея должны удовлетворять требованиям высшей и первой квалификационных категорий.

3.8.            В соответствии с уставными целями и задачами лицей может реализовать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус основных общеобразовательных программ.

3.9.            Лицей по договоренности и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями может проводить профессиональную подготовку в качестве дополнительных образовательных услуг, в том числе за плату, при наличии лицензии на данный вид деятельности.

Начальная профессиональная подготовка в лицее проводится только с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей).

3.10.          Лицей самостоятелен в выборе форм, средств и методов обучения и воспитания в пределах, определенных Законом Российской Федерации "Об образовании" и Уставом.

3.11.          Организация образовательного процесса в лицее строится на основе учебного плана, разрабатываемого учреждением самостоятельно в соответствии с примерным государственным учебным планом или базисным муниципальным, и регламентируется расписанием занятий.

Учебные нагрузки обучающихся, регламентированные указанными документами, не должны превышать норм предельно допустимых нагрузок, определенных Уставом лицея на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.

В учебных планах лицея, имеющего государственную аккредитацию, количество часов, отведенных на преподавание отдельных дисциплин (циклов предметов), не должно быть ниже количества часов, определенных  примерным учебным планом.

3.12.          Учебный год в лицее начинается 1 сентября.

Продолжительность учебного года в 1-ых классах - 30 недель, во 2-11-х классах - не менее 34 недель.

Учебный год в лицее делится на четверти:

1 четверть – 9 недель, с 1 сентября по 4 ноября;

II четверть – 7 недель, с 10 ноября по 29 декабря;

III четверть – 10 недель (в первых классах – 9), с 11 января по 20 марта;

IV четверть – 8 недель (в первых классах – 7), с 1 апреля до конца учебного года.

Продолжительность каникул устанавливается в течение учебного года не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся в первых классах в течение года устанавливаются дополнительные каникулы.

Годовой календарный учебный график разрабатывается и утверждается лицеем самостоятельно.

3.13.          Лицей самостоятелен в выборе систем оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся в соответствии со своим Уставом и требованиями Закона Российской Федерации "Об образовании".

3.14.          Цели и задачи лицея:

·        формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптации к жизни в обществе;

·        создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;

·        воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

·        создание благоприятных условий для  разностороннего развития личности, в том числе путем удовлетворения потребностей обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования;

·        обеспечение условий для самостоятельного выбора предметов различных циклов для их углубленного изучения.

3.15.          Для реализации основных целей и задач лицей имеет право:

·        самостоятельно осуществлять подбор и расстановку кадров, образовательную, исследовательскую и другие виды деятельности;

·        самостоятельно с учетом государственных  образовательных стандартов разрабатывать, принимать и реализовывать образовательные программы;

·        разрабатывать и утверждать учебный план, годовой календарный учебный график и расписание занятий;

·        выбирать формы, средства и методы обучения и воспитания в пределах, определенных Законом РФ «Об образовании».

·        самостоятельно выбирать систему оценок, формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации обучающихся;

·        реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги, в том числе и за плату, за пределами основных образовательных программ, определяющих статус лицея;

·        привлекать для осуществления своей уставной деятельности дополнительные  источники финансовых и материальных средств, включая использование банковского кредита;

·        по согласованию с Учредителем арендовать и сдавать в аренду в установленном порядке здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и иное имущество;

·        оказывать посреднические услуги, приобретать акции, облигации и иные ценные бумаги и получать от них доход, вести предпринимательскую деятельность, разрешенную законодательством РФ и РТ и не приносящую ущерб основной деятельности лицея.

 

3.16.          Организация образовательного процесса.

В 8-х классах с учетом познавательных предпочтений учащихся, социального заказа со стороны родителей, результатов тестирования, наличия квалифицированных педагогических кадров вводится профильное обучение (мягкая профилизация).

Формируются классы двух направлений:

1)   физико-математические, где по программе углубленного изучения преподаются физика, математика, информатика и вычислительная  техника;

2)   гуманитарные, где учащиеся углубленно изучают курсы русского, татарского, английского языков и устной речи, спецкурсы по предметам гуманитарного цикла.

С восьмого класса вводится профильное обучение по технологии.

Остальные классы занимаются по базисному учебному плану и общеобразовательным программам.

Учащиеся имеют право выбрать любое направление обучения и в течение учебного года могут изменить профиль обучения, перейти в другой класс по заявлению родителей, рекомендациям психолога, учителей-предметников, классного руководителя, решению малого педагогического совета и на основании приказа директора лицея.

В 10-11-х  классах       лицея  организуются следующие классы:

·        физико-математический (с углубленным изучением алгебры, геометрии, физики, информатики и вычислительной техники);

·        гуманитарный (с углубленным изучением иностранного, русского  языков).

·        остальные классы занимаются по базисному учебному плану и общеобразовательным программам.

В дополнение к обязательным предметам вводятся предметы для организации обучения по выбору самих  учащихся, направленные на реализацию интересов, способностей и возможностей личности. В старших классах возможно дополнительное изучение второго иностранного языка, мировой художественной культуры и других дисциплин, способствующих личностному и гражданскому становлению учащихся.

Созданы условия для осуществления социального заказа по подготовке шоферов профессионалов категории С и швей-мотористок.

3.17.          Преподавание учебных предметов с углубленным изучением ведется по программам, утвержденным Министерством образования и науки РТ, или инновационным, авторским программам.

Программа углубленного изучения учебного предмета должна гарантировать учащимся государственный общеобразовательный стандарт по данному предмету.

3.18.          При углубленном изучении учебного предмета в учебном плане лицея могут быть предусмотрены спецкурсы, факультативные занятия, групповые и индивидуальные часы по выбору учащихся (в соответствии с учебным предметом углубленного изучения) за счет часов вариативной части базисного учебного плана.

3.19.          Для осуществления образовательного процесса лицей разрабатывает и утверждает годовой учебный план, годовой календарный учебный график и расписание учебных занятий.  Годовой учебный план создается лицеем самостоятельно на основе государственного базисного учебного плана. Учебные нагрузки обучающихся  определяются на основе рекомендаций, согласованных с  органами здравоохранения.

3.20.          Обучение и воспитание в лицее ведётся на татарском и русском языках. В воспитательном процессе реализуется принцип русско-татарского двуязычия, согласно п. 2 ст. 10  Закона РТ «О языках народов Республики Татарстан».                            

         С 1 –го класса в качестве второго государственного языка вводится татарский язык. По желанию обучающихся и их родителей (лиц, их заменяющих) изучение отдельных предметов в классах может вестись на русском языке.

Обучение на том или ином языке определяется по мере создания необходимого числа соответствующих образовательных групп, а также условий для их функционирования. 

Изучение татарского языка является обязательным для всех учащихся.

3.21.          Промежуточная аттестация обучающихся 5-8-х, 10-х классов является обязательной формой контроля и диагностики уровня знаний обучающихся.

Содержание и порядок организации промежуточной аттестации регламентируется Положением о промежуточной аттестации лицея и утверждается директором.

При промежуточной аттестации используется балльная система оценок: «5 (отлично)», «4 (хорошо)», «3 (удовлетворительно)», «2 (неудовлетворительно)», а также по решению педагогического Совета в качестве оценки промежуточной аттестации разрешается двухуровневая оценка «зачтено», «не зачтено».

3.22.          Освоение образовательных программ основного, общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников в форме экзамена или другими формами аттестации, установленными действующим законодательством (в том числе единого централизованного тестирования).

Итоговая аттестация обучающихся проводится в соответствии с Положением об итоговой аттестации, утвержденным уполномоченными органами образования.

3.23.          Обучающиеся, освоившие в полном объеме образовательные программы, переводятся решением педагогического совета  лицея в следующий класс.

Обучающиеся, имеющие академическую задолженность по одному предмету, могут быть по решению педагогического совета лицея переведены в следующий класс условно.

Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение учебного года возлагается на их родителей (законных представителей).

3.24.          Обучающиеся на ступенях начального общего и основного образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы  компенсирующего обучения или продолжают обучение в форме семейного образования.

3.25.          Обучающиеся, не освоившие общеобразовательную программу предыдущего уровня, к обучению на следующей ступени общего образования не допускаются.

3.26.          Лицей по желанию родителей (законных представителей) оказывает помощь и содействие в создании условий для освоения общеобразовательных программ или их отдельных разделов в форме семейного образования, самообразования или экстерната.

3.27.          Порядок организации получения образования в семье определяется примерным Положением о получении образования в семье, утвержденным Министерс